Цены на московском рынке недвижимости отнюдь не завышены, они находятся примерно на том же уровне, на котором были всегда, считает Григорий Полторак, президент корпорации "БЕСТ-Недвижимость".
Выступая на пресс-конференции в четверг, он отметил, что в советские годы кооперативная однокомнатная квартира стоила 20 тысяч рублей, а средняя месячная зарплата составляла 140 рублей. "Индекс доступности" (цена, поделенная на зарплату) составлял 150 месяцев. Сегодня, по официальным данным, средняя зарплата в Москве немного превышает 27 тысяч рублей - таким образом, цена однокомнатной квартиры составляет те же 150 месячных зарплат.
Г.Полторак также отметил, что нет ничего удивительного и в том, что Москве цены на квартиры примерно в три раза дороже, чем в среднем по России - доходы в нашем городе также втрое выше среднероссийских.
В конкуренции риэлторских компаний главным фактором становится качество оказываемых ими услуг. Такое мнение высказала на пресс-конференции в четверг Лариса Патлух, генеральный директор компании "БЕСТ-Недвижимость". По ее словам, за последние 10-15 наше общество изменилось кардинально - если раньше главным вопросом была цена услуги, то теперь в списке потребительских приоритетов она находится лишь на 4-5 месте. Главными же становятся надежность компании и уровень предлагаемого сервиса.
В этом соревновании, убеждена Л.Патлух, наилучшие шансы имеют "большая четверка" (четыре крупнейших московских агентства недвижимости, контролирующих в сумме 30% рынка риэлторских услуг) и те из вновь появляющихся компаний, которые развивают западные принципы менеджмента. Остальные игроки - агентства "второго эшелона", частные маклеры - скорее всего, останутся, но их доля рынка будет неуклонно сокращаться.
Компаний "БЕСТ-Недвижимость" добилась того, что 58-59% ее клиентов - это люди, приходящие по рекомендации, а не по рекламе. Такие данные озвучил на пресс-конференции в четверг Михаил Гороховский, первый вице-президент корпорации.
Он отметил, что за прошедшие 15 лет на московском рынке совершено уже более 600 тысяч сделок. Если учесть, что в каждой сделке есть как минимум две стороны, и помножить это число на средний размер семьи (2,5 человека), получается, что уже 3 млн. москвичей имеют опыт операций с недвижимостью. Практически у каждого москвича есть знакомые, имевшие дело с агентствами недвижимости, и они рекомендуют (или не рекомендуют, в зависимости от результатов этого общения) обращаться в эти компании.
"Количество людей, обращающихся к риэлторам под воздействием рекламы, постоянно сокращается, - подчеркнул М.Гороховский. - Это объясняет, почему в стабильно и честно работающих компаниях растет вторичная клиентура. Компании, исповедующие другие принципы, попадают в "петлю" - им нужно все больше наращивать рекламный бюджет, а доходность падает".
Вернуться к списку новостей |