В необходимости наладить оптимальную логистическую систему для хорошей торговли, думаю, убеждать никого не надо. Но вот как это сделать – здесь могут быть разные варианты. К тому же, арендаторам периодически приходится перестраиваться из-за внешних факторов, влияющих на логистику в том или ином регионе, либо по всей стране. Пример такого изменения – недавние решения московских властей, с 1 марта запрещающих въезд всех большегрузных фур на территорию столицы. Это привлекло внимание торговых сетей и магазинов к складским помещениям в Московской области.
Поездки загород
На самом деле, Московская область – отличное место для размещения складов не только из-за невозможности завозить в Москву фуры. Само расположения этого региона позволяет сконцентрировать в нем складской центр как для торговых сетей, так и для интернет-магазинов или логистических операторов.
Россия – страна большая, и проблема логистики здесь стоит гораздо острее, чем, например, в миниатюрных европейских странах. Поэтому склады в основном сконцентрированы в двух точках: Москве и Подмосковье и Свердловской области, откуда продукция уже может расходиться в самые отдаленные регионы.
Не стоит забывать и то, что сама Московская область представляет собой привлекательный рынок сбыта: крупные ритейлеры, расширяя свое присутствие по всей стране, никогда не забывают о подмосковных городах, открывая в них свои филиалы.
Дорожная инфраструктура региона также играет на руку арендаторам, позволяя оперировать большими объемами при грузоперевозках, экономя время. Наконец, в самой Москве уже мало места для строительства новых складских помещений, а существующие забиты на много лет вперед.
Спрос превышает предложение
Проблема повышенного спроса на складские помещения в столичном регионе актуальна уже несколько лет. Одной из причин стал спад в строительстве новых складских площадей с кризисных лет, арендодатели до сих пор не могут выправить ситуацию. А спрос растет все больше, особенно с развитием интернет-торговли: доля интернет-магазинов в структуре арендаторов складов в Московской области в 2012 году превысила 10%, и будет продолжать расти.
В результате уровень вакантных площадей в регионе сохранится на уровне 1%, то есть менее 50 тыс. кв. метров. Большая часть складов, которые введутся в 2013 году, уже распределены между покупателями и арендаторами. Несмотря на ожидающееся повышение темпов строительства, в ближайшие годы баланса между спросом и предложением ждать на рынке складской логистики в Московской области не приходится.
И это делает этот регион еще более лакомым кусочком, так как при удачной аренде можно обойти своих конкурентов в логистике, что, в конечном счете, приведет к уменьшению издержек.
Понимая это, многие складские комплексы продолжают развитие. Например, офисно-складской комплекс ЛогоГруп, в котором сейчас ведется строительство новых терминалов, чтобы увеличить складские площади. Его расположение как раз оптимально для складского центра с эффективными логистическими коммуникациями как со столицей, так и с регионами.
И это только один пример. Арендодатели прекрасно понимают потребности арендаторов и стремятся сформировать максимально выгодное для них предложение. Расположение складских помещений в Московской области само по себе может стать привлекательной частью такого предложения. И теперь их владельцам надо больше внимания уделять инфраструктуре самих складов и близлежащих населенных пунктов.
Ведь экспансия Подмосковья будет продолжаться, а арендаторы складов привередливы даже при повышенном спросе.
Источник: Руководитель группы компаний «Бизнес Сити» Селин Роман Давидович.