Подмосковный рынок неоднороден – по сей день нет как единой классификации загородных
объектов, так и одного общего мнения относительно престижности подмосковных направлений.
Когда речь заходит о престижных шоссе, кто-то на автомате выдает «Рублевка!», кто-то вспомнит и про Новую Ригу, а недавно представитель одного из застройщиков в приватной беседе глубокомысленно заявил: «Я точно знаю, самое престижное шоссе –
Сколковское!». Одним словом, мнений пусть меньше, чем экспертов, но все же предостаточно. Попробуем с помощью участников рынка сгруппировать подмосковные направления по некоторым критериям, каждый из которых, что немаловажно, влияет на ценообразование.
Престижность трассы
«Престижность трассы – один из основных факторов, по которым можно логично разделить Подмосковье на своеобразные сегменты, – считает директор по маркетингу и продажам ОАО «
Квартал» Сергей Лушкин. – Так, традиционно престижны стародачные места северных направлений, а также запад: Рублевка, Новая Рига, Киевское шоссе». «Лидерами с этой точки зрения остаются Новорижское и Рублево-Успенское шоссе», – говорит директор аналитического консалтингового центра холдинга «Миэль» Владислав Луцков.
Кроме того, уточняет Лушкин, стоит отметить и Дмитровское шоссе: если раньше здесь наблюдалась умеренная цена на коттеджи, то теперь наличие «большой воды» повлияло на стоимость направления, и сегодня на Дмитровке строятся поселки высокой категории. Повышение статуса
Дмитровки отмечает и руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко: «Среди элитных направлений теперь не только Рублевка, Новая Рига, но и ряд других направлений; отдельно хотелось бы отметить Дмитровское шоссе».
Тенденции рынка
Напоследок окинем взглядом рынок «в целом». «Рынок загородной недвижимости сегодня – это предложения в более чем 500 коттеджных поселках (включая «вторичные продажи»), из них в новых девелоперских проектах в стадии реализации предлагается недвижимость (таунхаусы, коттеджи, земельные участки без подряда) в 196 поселках», – характеризует Подмосковье исполнительный директор компании Blackwood Марина Литинецкая. В 196 активных поселках соотношение по классам выглядит, по словам эксперта, следующим образом: 16% приходится на эконом-класс, 17% – на класс премиум, 67% – это бизнес-класс.
Что касается динамики рынка, в 1-м квартале текущего года на рынок вышло 12 новых поселков. «Всего в 2007 году ожидается выход порядка 50 поселков», – говорит Литинецкая. В их число войдут как долгожданные объекты эконом-класса (дальние дачи и таунхаусы вблизи столичных городов-спутников), так и крупные проекты («Остров Барвиха», Рублево-Архангельское, Плещеево, «Остров Истра»). Для сравнения: по данным Blackwood, в 2002 году появилось 20 новых проектов, в 2003 – 50, в 2004 – 40, в 2005 – 45, и в прошлом году – 33.
Как отмечает Олег Репченко, прошлый год на загородном рынке ознаменовался еще и тем, что рост цен здесь впервые отстал от квартирного рынка. В то же время о стагнации или падении загородки – опять же в отличие от «жилого собрата» – речь не идет. «Рост цен в 2007-08 годах продолжится. Этому будет способствовать совокупность факторов: как повышение степени строительной готовности уже присутствующих на рынке поселков, так и удорожание затратной части новых девелоперских проектов (прокладка инженерных коммуникаций и т. д.)», – прогнозирует Нина Резниченко.