Пилот Королевских ВВС Энди Грин - самый быстрый человек на планете. Но его плуг сильно отличается от плуга обычного водителя или автогонщика - он использует руль не для поворота, а для того, чтобы держать свою машину на идеальной прямой! Он первый и пока единственный человек в истории, преодолевший звуковой барьер с автомобилем и рекордсменом по путевой скорости 1227 985 км / ч. Теперь его мечта - улучшить его и преодолеть барьер в 1000 миль в час (1609 км / ч) на своей машине Bloodhound SSC.
Возможности Bloodhound SSC превосходят даже возможности сверхзвукового истребителя. Ни один самолет не может двигаться с такой скоростью так близко к земле, не говоря уже о том, чтобы потом остановиться. Двигатель истребителя Eurofighter Typhoon мог в такой ситуации вести машину только до скорости 560 км / ч! Для перехода на более высокие сверхзвуковые скорости нужен «гибридный» привод, в который должен быть включен ракетный двигатель.
Во время презентации Castrol в Миллбруке, Англия, у меня была возможность встретиться и поговорить с Энди Грином о его «вождении» и причинах нового проекта. Энергия и энтузиазм Энди впечатляют. Встретившись с ним, я понял, что лучшего представителя проекта нет, даже если говорить не только о скорости, но и о его технической основе.
Владимир Рибецкий / VR / - Почему вы решили улучшить собственный мировой рекорд?
Энди Грин / AG / - Прежде всего, нам нужно выяснить истинную цель проекта Bloodhound SSC. Стандартная причина для улучшения мирового рекорда - показать свои способности и силу по сравнению с конкурентами. Но ничего подобного здесь нет. На самом деле нет никаких практических причин для достижения этой скорости при движении по прямой. Наша цель - не поднять рекорд, а показать возможности модельной техники и уровень квалификации инженеров и конструкторов. Несколько лет назад у нас была встреча с бывшим министром науки и образования, а также с участником и владельцем команды лордом Полом Дрейсоном. Мы говорили о нехватке инженеров в Великобритании. Все используют последние достижения технологий, и в то же время у нас не хватает инженерного персонала. Нам срочно нужно много людей с техническим образованием, в противном случае мы не смогли бы в полной мере использовать новые технологии. На данный момент в наших университетах психологов больше, чем инженеров!
Этот разговор заставил нас задуматься о том, как пробудить интерес подростков к технологиям и техническим областям образования, и мы решили, что стоит заняться рекордом скорости. «Уловка» заключалась в том, чтобы поставить конкретную цель, потому что нет смысла просто бить рекорд, поэтому мы поставили цель - 1000 миль в час! Мы создали базу для разработки новых технических решений. Имейте в виду, что машину необходимо остановить через две минуты после запуска и через 20 километров. Ни один истребитель не мог этого сделать!
Не только видео попытки записи в ЮАР, но и все записанные с него данные будут отправлены прямо из машины по всему миру. Впервые в истории нечто подобное будет передано непосредственно школам, и они будут иметь информацию там даже раньше, чем наши инженеры, и это действительно самое радостное событие. Связь со школами - отличная идея, которая делает проект очень популярным. Наша команда уже имеет более 100 000 контактов с детьми только в Великобритании, и у нас уже более 15 миллионов посетителей по всему миру. Интерес к технологии Bloodhound невероятен, и это действительно большое дело.
БП - Насколько тяжелее преодолеть звуковой барьер автомобилем, чем самолетом?
А.Г. - С одной стороны, это намного сложнее, а с другой - легче. Когда мы впервые попытались превысить скорость звука, никто не знал, что произойдет. Уже полвека люди знают, что происходит, когда объект движется в свободном пространстве со скоростью, превышающей скорость звука, обеспечивая достаточно места вокруг самолета для рассеивания ударной волны. До 1997 года никто ничего не знал о взаимодействии автомобиля с земной поверхностью в такой ситуации. Многие люди, даже специалисты по аэродинамике, думали, что такой ударной волны не будет, но она сделает машину нестабильной и неуправляемой, и любая попытка будет обречена на провал. Мы обобщили все данные и результаты всех экспериментов, искали ошибку, которая могла произойти, но не нашли. Мы инстинктивно думали, что это невозможно, поэтому постепенно увеличивали скорость на 15-20 км / ч. Мы сделали 14 пробежек на скорости более 1000 км / ч и постепенно приблизились к скорости звука. Каждый раз мы знали, что в середине дня добавим еще 15 км / ч, и перебалансировали машину. Так мы постепенно поняли, что преодолеть звуковой барьер можно.
Сегодня у нас есть намного больше возможностей благодаря компьютерному моделированию, но эти модели основаны на нашем опыте с 1997 года. Сегодня, как и почти 20 лет назад, мы снова сотрудничаем с Инженерным колледжем Университета Суонси, который является лучшим в мире и располагает лучшими инструментами. Основная проблема - как заставить машину работать по земле со скоростью 1600 км / ч. Для этого требуется полное изменение профиля автомобиля по сравнению с предыдущим Thrust SSC. Сегодня мы уверены, что достигли его оптимальной формы, которая обеспечит нам достижение этих 1600 км / ч. Мы снова будем идти вперед шаг за шагом, но мы уже многое знаем благодаря нашему прошлому опыту. В этот раз мы увеличим скорость с шагом 50 км / ч, потому что наша модель намного точнее.
В автоспорте (http://www.carracer.ru/) каждый скрывает информацию, которую он получает, пытаясь улучшить свою машину. Мы ни с кем не конкурируем и поэтому постоянно делимся своим опытом. Фактически, мы делаем то, чего никто до нас не делал, и мы разрабатываем и тестируем что-то совершенно новое. И это история, которую мы хотим рассказать.
БП - Что вы почувствовали, когда машина перешагнула звуковой барьер?
А.Г. - Вы не чувствуете пересечения шлагбаума в самолете, точно так же и в машине. Вы единственный, кто не слышит звуковой шок, потому что машина уже находится в месте, где вы его не слышите.
БП - Как вы будете защищены в своей машине?
А.Г. - Безопасность чрезвычайно важна, потому что мы хотим провести научный и технологический эксперимент, в котором авария была бы последним, что нам нужно. Кабина сделана из углепластика и весит всего 200 кг. Это самая жесткая и прочная конструкция в истории автоспорта. Мы очень тесно сотрудничаем с Фондом FIA и его экспертами, занимающимися правилами безопасности движения. Наше сотрудничество направлено не только на соблюдение требований безопасности, но и на помощь в повышении безопасности, делая гоночные автомобили максимально безопасными. На мне будет шлем с системой дыхания от истребителя Eurofighter Typhoon, обеспечивающий доступ воздуха на очень долгое время. Костюм изготовлен из самого современного и огнестойкого материала, которого пока нет на рынке. Он вдвое стабильнее тех, что используются сегодня в Формуле 1. Но в этом аспекте речь идет не только о защите кабины. Мы делаем все возможное для обеспечения устойчивости машины, что является важнейшей гарантией безопасности. Так что больше всего меня будет удерживать качество технологии.
БП - Как ты сможешь управлять автомобилем на таких ошеломляющих скоростях?
А.Г. - Все максимально просто. Управление реактивным двигателем осуществляется педалью с правой ноги, рулевое управление - шестерней и рейкой, рулевое колесо - с электроусилителем, но с очень низким процентом усиления. Здесь под вождением понимается удержание автомобиля на прямой, обозначенной 20-километровой линией. Трасса шириной километр, но я должен машине полосу шириной 10 метров. При скорости 1600 км / ч колеса вращаются со скоростью 10 000 об / мин и поэтому изготовлены из прочного алюминия. На скорости до 300 км / ч никаких серьезных регулировок не требуется, а вот на 500-700 км / ч колеса начинают терять сцепление с дорогой и машина резко разгоняется. Здесь все уже зависит от аэродинамики. Когда вы начинаете развивать скорость до 1600 км / ч, колеса окружает сильный сверхзвуковой поток, поэтому любое изменение их угла может быть фатальным. Примерно за 20 секунд поведение машины резко изменилось. Все это мы знаем из компьютерного моделирования, но ни у кого нет точной математической модели такого уникального сочетания уникальной земной поверхности и сверхзвуковой скорости. Итак, то, что я описываю, - это возможность осуществиться. После эксперимента у меня будет возможность описать вам, что происходит на самом деле.
BP - Каким будет ваш опыт записи?
АГ - Мы начнем с функциональных тестов на скорости 350 км / ч в Англии, после океана мы переедем в Южную Африку, чтобы проверить все системы, аэродинамические тормоза и другие компоненты, постепенно увеличивая скорость до 1300 км / ч. Тогда мы остановим все, чтобы детально оценить информацию и внести необходимые изменения в машину для скорости 1600 км / ч. Мы сделаем около 20 заездов и каждый раз будем увеличивать скорость на 50 км / ч и делать оценку. Таким образом, мы постепенно будем приближаться к ситуации, при которой будем уверены, что машина сможет развивать скорость 1600 км / ч на обоих трассах в разных направлениях, согласно правилам FIA. Эти заезды означают, что автомобиль также пройдет испытание на выносливость. Однако его компоненты были разработаны, чтобы выдерживать сотни часов работы.
BP - Но это радикальное изменение по сравнению с Trust SSC, который раз и навсегда побил все рекорды.
АГ - Верно. Мы проверяем панели кузова и можем их заменить. Но вот почему у нас тогда не было времени, потому что у нас было время всего на две попытки атаковать рекорд. Теперь, если мы обнаружим какие-либо повреждения или перегрев машины, мы немедленно остановим эксперимент и попытаемся решить проблему. При приближении к скорости 1600 км / ч невозможно просто проверить что-то подозрительное и надеяться, господа, что оно и без замены продержится.
BP - Почему вы выбрали Южную Африку для вашего опыта?
А.Г. - Причина в том, что поверхность дома высочайшего качества. Нигде в мире вы не найдете ничего подобного - гусеницы нужной длины и достаточной жесткости. Последнее нам нужно, потому что мы используем колеса с минимальным сопротивлением качению и минимальным сопротивлением воздуху. Покрытие там в три раза сложнее, чем где-либо, трасса готовилась пять лет без возможности использования какого-либо оборудования.
БП - у вас интересный значок на лацкане.
А.Г. - Спасибо. Это нечто действительно уникальное и подчеркивает роль Castrol в борьбе за скорость. Вы, наверное, знаете, что они «сообщники» в улучшении 21 рекорда скорости на суше и участвовали в этом с 1922 года, а затем с пилотом Кеннеллом Ли Гиннессом и его 350-сильным Sunbeam. На самом деле значок является чем-то уникальным, потому что это модель этого автомобиля, и он сделан из его металлической частицы.