Дорога является одной из главных зон опасности в городе. Угроза жизни человека часто возникает не только на оживленных магистралях, но и на небольших проезжих частях в спальных районах. По статистике ГИБДД, только с января по апрель на российских дорогах погибли 5 711 человек, а всего за этот период в стране зарегистрировано 46 335 дорожно-транспортных происшествий.
Во многих ДТП немаловажным фактором становилось отсутствие дорожного освещения, которое не только указывает водителям и пешеходам правильное направление пути, но и позволяет увидеть дорожные знаки, помогает ориентироваться на важных участках дороги: на перекрестках и пешеходных переходах. Качественное дорожное освещение способствует предотвращению автокатастроф.
Главное требование к освещению проезжей части заключается в распределении света по всему дорожному полотну. Свет не должен быть слишком ярким, чтобы не ослеплять водителей. Первыми приборами дорожного освещения были масляные и газовые фонари, свечение которых было тусклым и недолговременным, поэтому на начальном этапе развития автомобильного транспорта проблемы ослепления водителей не существовало. Сегодня для освещения проезжей части в темное время суток применяются мощные и яркие натриевые лампы, способные прослужить до 25 тысяч часов.
Также на дорогах используются светодиодные светильники, срок службы которых в два и даже в три раза больше, чем у натриевых. При этом, диоды являются гораздо более экономными с точки зрения использования энергии.
Вне зависимости от типа, современные источники дорожного освещения должны соответствовать следующим требованиям:
иметь оптическую систему для направления светового потока, рассеивание света недопустимо;
обладать мощностью от 150 до 250 Вт, в зависимости от типа проезжей части, на которой они установлены (на автомагистрали требуются более мощные светильники, чем на городской улице);
обеспечивать оптимальный угол освещения, равномерно распределять световое пятно по участку дороги (согласно государственным стандартам оптимальным углом освещения является 120 на 60);
быть качественно изготовленными, иметь длительный срок службы;
способствовать эстетическому оформлению пространства вокруг светового прибора.
Существуют также требования к размещению фонарных столбов. Они должны находиться на равном расстоянии друг от друга — в 50 метрах по обе стороны дороги. Кроме того, опоры должны иметь высоту, соответствующую типу дороги, на которой они установлены: от 5 до 12 метров. На крупных автомобильных трассах высота фонарных столбов должна быть больше, на взлетно-посадочных полосах аэродромов — меньше, по понятным причинам.